Книга: «Лжеучения нашего времени»
К оглавлениючитать дальше

Что такое спиритизм

Начало1

Часть I.

Священное Писание так говорит о людях, живших до всемирного потопа: «И виде Господь Бог землю, и бе растленна, яко растли всяка плоть путь свой на земли... И рече Господь Бог: не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть» (Быт. 6, 12-13). Люди стали плотью, только плотью — вот причина грозного приговора Божия над тогдашним человечеством! Когда читаешь этот приговор, то мысль невольно обращается к современности: не грозит ли подобный приговор и нам? Не стали ли и нынешние люди только плотью, не обращены ли к ней все их мысли и все желания?

Есть, однако, зло еще более ужасное, чем рабство плоти, есть грех еще более богопротивный, из-за которого благодать Божия отступает от людей. Это грех самого сатаны, грех гордыни, который незаметно для человека вкрадывается в его сердце и начинает властно повелевать им. Одержимый гордыней человек воображает, что он и умнее всех, и опытнее, и дальновиднее, что как будто бы никто его не может обмануть, что он знает больше всех. Такой человек не нуждается ни в чьем совете, напротив, сам стремится каждому дать совет. Его ум помрачается, он становится слепым орудием злой воли. Гордый ум подыскивает и сочиняет разные теории, посредством которых можно было бы усыпить совесть, хотя и слабо, но все же напоминающую о Боге и Его святом Законе. Вот где заключен первоисточник всяких антихристианских лжеучений, всяких сектантских мудрований, начиная с древних ересей и кончая нынешними. Отличительный признак гордыни — отрицание авторитета Церкви. Свое мудрование еретики ставят всегда выше церковного учения, утвержденного в древние времена Апостолами, раскрытого святыми отцами на Вселенских и Поместных Соборах, истолкованного в писаниях богомудрых отцов и учителей Церкви. За такую самоуверенность, за такое презрение к Церкви, ко всему прошлому опыту человечества благодать Божия, не выносящая смрада бесовской гордыни, отступает от человека, и он предается на поругание сатане. Тогда сатана толкает его в ту бездну лжемудрований, в которой он уже погубил многие тысячи еретичествующих как в христианстве, так и вне христианства. Одним из таких погибельных лжеучений должно считать спиритизм, которым в наше время увлекаются тысячи людей, даже верующих в Христа. Последователи спиритизма дерзко заявляют, что «спиритуалистический догматизм олицетворяет собой Царство Божие на земле, а пропаганда его обновит человечество, уничтожит религиозную рознь». Также утверждается, что «спиритуализм нужно широко пропагандировать среди власть имущих, среди царей и священников... Всякий выступающий против догматического спиритуализма выступает против Христа...»2

Долг пастырей Церкви и всех ее верных чад — обличать эту богохульную ересь, предостерегать от нее верующих, раскрывать всю ложь ее мудрований. Один исследователь спиритизма говорит: «Кто не знает спиритизма, тому он кажется смешным, кто с ним познакомится, для того он представляется таинственным, а кто всмотрится в него детально, пред тем он предстает явлением грозным и страшным»3. Достаточно заглянуть в историю, чтобы убедиться, что это вовсе не «новое откровение», а древняя ересь. Она всегда распространялась там, где преобладали или идолопоклонство, или же еретические мудрования, возникшие на почве искажения христианского учения. И это следует сказать не только о времени после явления на земле Христа Спасителя, но и о ветхозаветных временах. То, что мы теперь называем спиритизмом, входило в религиозный культ язычества и строго запрещалось в среде правоверующего еврейского народа. Этого одного уже достаточно для послушного сына Церкви, чтобы он отшатнулся от ереси спиритизма как губительного лжеучения. Итак, обратимся к истории. Еще древним вавилонянам были известны факты материализации духов, являющихся в дыму жертвенного огня. Халдейские маги, или волхвы, — это и были медиумы древнего Вавилона. Вызывание духов практиковалось и у древних египтян. То же самое и доныне входит в состав богослужения индийских браминов. А древние греки постоянно спрашивали советов у умерших, для чего существовал особый класс некромантов. Даже великий мудрец Сократ общался с «таинственным гением» и верил его сообщениям. У Гомера золотые триподы Гефеста (столы на трех ножках, на которые идолопоклонники ставили кадильный сосуд с ароматами) в собрании богов двигались сами собой. От греков спиритизм перешел к римлянам. Известно, что им занимался император Тиверий. Анастасий Никейский свидетельствует, что упоминаемый в книге Деяний апостольских Симон-волхв заставлял двигаться статуи, бросался в пламя и не горел, летал по воздуху, превращался в змея, мебель в его доме двигалась сама собой. Насколько занятия спиритизмом были распространены среди язычников во времена апостольские, показывает та же книга Деяний: после исцеления в Ефесе Апостолом Павлом служанки, одержимой духом прорицания, занимавшиеся чародейством собрали свои книги и сожгли их перед всеми (Деян. 19, 19). В мистериях Самотраки оракул изображен в виде «бога-стола». Китайцы уже давно знают столоверчение. О прорицающих столах упоминается у Тертуллиана, а его комментатор, рассказывая, что столы с помощью демонов «говорят», намекает, по-видимому, на стуки в столах. Минуций Феликс говорит о таинственном движении неодушевленных предметов как о примере демонического прорицания. Да и наши современники, с предубеждением относящиеся ко всему сверхъестественному, неопровержимо свидетельствуют о таинственном действии в явлениях спиритизма какой-то невидимой разумной силы. Нет никаких объяснений и таким, например, явлениям: в комнату, где происходит сеанс, переносятся разные вещи из другой комнаты, причем сквозь запертые двери, за две-три минуты в темноте появляются акварельные рисунки с невысохшими красками; льется таинственная музыка из пола, с потолка, из статуи, сундука, в то время как нет никакого музыкального инструмента не только в доме, но и в целом квартале по соседству; сообщаются факты, происходящие в данную минуту за сотни и тысячи верст от медиума, и проверка убеждает, что они происходили именно так, как описал медиум; «духи» пишут тем же почерком, каким писал «вызванный» человек; появляются письменные ответы на листах бумаги, закрытой в ящике или помещенной между двумя стеклами; слышатся голоса — говорящие, поющие, передразнивающие, кощунствующие, — раздающиеся из разных мест комнаты; наконец, являются призраки, запечатлеваемые фотопластинками... Все это, повторяем, факты, засвидетельствованные даже теми, кто отрицает бытие духовного мира. Справедливо говорит профессор Лаппони: «Странное и удивительное явление, исключительное унижение гордости человеческой небесным правосудием: те, которые так настойчиво боролись со сверхъестественным в его прекрасной и благородной оболочке религии, вынуждены одними из первых признать его в наиболее грубой и низкой форме — в явлениях спиритизма!»4 Для нашего времени, когда материалистические теории имеют огромное влияние на полуобразованное общество, все это действительно страшно. Но если бы добросовестные исследователи подобных явлений доверчиво относились к несомненным для верующих Житиям святых, то нашли бы в них и не такие «дивеса», какие творят спириты. Бывало и так, что иной волхв, смущенный безуспешностью своих чар против христианина, пробовал средство, употребляемое христианами против его же чаровании, и тут же убеждался в диавольском характере своих чародейств. Об этом повествуется, например, в Житии священномученика Киприана и мученицы Иустины.


1 Составлено по: Архиепископ Никон (Рождественский). Что такое спиритизм // Троицкий цветок. № 94, 1915.
2 Московские ведомости. 1910, № 157.
3 Вера и разум. 1910, № 16. С. 446.
4 Вера и разум. 1910, № 17. С.626-628.

К оглавлениючитать дальше


На главную страницу сайта Globi.ru
На главную страницу библиотеки Globi.ru

 

Библиотека сайта Globi.ru